В эти дни по всей стране проходят мероприятия, посвященные не просто значимому историческому событию, а событию, ставшему символом героизма, мужества, отваги жителей и защитников города. Города, который не сломился, не встал на колени, не канул в небытие.
27 января исполняется 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
Блокада города-героя, начавшаяся 8 сентября 1941 года, продолжалась 872 дня и стала самой кровопролитной в истории человечества. За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов, погибло 632 тысячи человек (по информации, прозвучавшей на Нюрнбергском процессе), по другим данным эта цифра достигает 1 млн. 97% жителей Ленинграда умерли от голода и только 3% - погибли во время бомбежек.
Забыть такое нельзя. Простить такое нельзя. А забыть, значит простить!
Сегодня в Кузбасском художественном колледже прошла встреча с человеком, который не понаслышке знает, что такое блокада, что такое голод и холод.
Валентина Васильевна Багрова родилась в городе Колпино, это около 20 км от Ленинграда. Когда ей было всего 5 лет, фашистские войска начали блокаду города. Несмотря на столь малый возраст, Валентина Васильевна некоторые картины из жизни блокадного Ленинграда помнит ясно. Она провела в городе вместе со своей семьёй десять с половиной месяцев.
«Мой папа был рабочим Ижорского завода, а мама — домохозяйкой. Наш дом был через дорогу от проходной, рукой подать. Когда началась война, мне было пять лет, а сестре Тамаре — три года. Папу сразу забрали в армию. Он охранял наш завод как красноармеец вместе с ополчением. Немцы были в четырёх километрах от нас. Но ближе за всю блокаду не подошли — ленинградцы сражались с ними.
Мама ушла на трудовой фронт. Она рассказывала, как целыми днями рыла траншеи вокруг города. Это была защита: танк не пройдёт, орудие тоже… Люди поэтому себя не жалели. Работать было трудно. У нас ведь пески, болота. Откидаешь — а земля снова скатывается вниз.
Родителей мы видели редко. Они вечером приходили, чтобы покормить нас. Когда могли. Мы постоянно были одни. Немцы целыми днями бомбили завод.
Снаряды пролетали мимо нашего дома. Мы слушали их грохот и вой.
Зимой дом выстывал. Мама и папа не успевали топить печку. Мы с сестрой лежали в постели с утра до вечера и пытались согреть друг друга. Надевали на себя всё, что было. И всё время хотели есть. Этот голод не забывается.
Наш дядя работал поваром на заводе. Однажды он сделал котлетки из убитой лошади, ими накормили рабочих. Удалось ему и для нас две принести. Мы маленькие были, но понимали: родители тоже голодные. Поэтому решили – не станем гостинец есть, маме с папой оставим. А так хотелось! И вот потом сестра говорит: «Давай отломим крошечку, попробуем». Съели по кусочку, потом ещё… Всё-таки не вытерпели мы.
Когда бомбёжки участились, папа и дядя вырыли землянку для всей нашей родни. Мы все там прятались — тёти, бабушка с дедушкой, мы… Первым в ту страшную зиму умер дедушка. Он угасал на наших глазах. Помню, как дочери его пришли с новостью:
— Папа, нам к Новому году прибавляют хлеба! Держись, будет легче…
Но его всё равно не стало. Потом к весне умерла бабушка. Тетя попала под обстрел вместе с моим двоюродным братом.
В августе 1942 года нас вывозили из Ленинграда. Дядя взял машину и повёз нас из Колпино до Ладоги. Путь этот был страшный. Нас бомбили. На дороге лежали тела погибших. Их некому было убрать, потому что шёл нескончаемый обстрел…
Мы еле прорвались. В эшелонах мы ехали в Сибирь около месяца. Люди умирали по дороге. Из-за бомбежки, голода и даже пищи. Нас пытались подкармливать местные жители на стоянках. Ленинградцы ели вволю и погибали — никто же не знал, что нельзя сразу много.
Мой папа погиб в 1943 году во время прорыва блокады. Он участвовал в боях на юге Ленинграда, пытался отогнать немцем от Ижорского завода.»
Валентина Васильевна вместе с мамой и сестрой были эвакуированы из Ленинграда в Сталинск (ныне Новокузнецк), их поселили в колхозе «Большевик».
В 1945 году она вернулась в свой родной город, где спустя время окончила Ленинградский педагогический институт имени Герцена и взяла направление на работу в Кузбасс. Работала сначала в Анжеро-Судженске, потом – в Кемерово. И осталась здесь навсегда, посвятив педагогическому труду в регионе 32 года.
Сегодня Валентина Васильевна Багрова является председатель Кузбасского отделения всероссийской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», сменив на этом посту своего мужа Эдуарда Матвеевича Адамянцева, участника Великой Отечественной войны, жителя блокадного Ленинграда, ветерана труда.
Валентина Васильевна и сейчас не теряет связи с родным городом, регулярно посещает Санкт-Петербург, участвует в заседаниях Международной ассоциации блокадников. Ведет большую работу по патриотическому воспитанию молодежи, не уставая рассказывать о своем детстве в осажденном городе, о подвиге ленинградцев, выстоявших и собственной жизнью защитивших город.
В нашей встрече приняли участие депутаты Кемеровского городского Совета народных депутатов Нина Николаевна Гаврилова, Наталья Анатольевна Шелепова и Татьяна Владимировна Нохрина, директор колледжа.
Депутаты, с дрожью в голосе и со слезами на глазах, поблагодарили Валентину Васильевну за ее огромную работу по патриотическому воспитанию молодежи, за сохранение памяти, о подвиге ленинградцев, за любовь к нашей Родине.
В завершении коллектив колледжа подарил Валентине Васильевне Багровой ее портрет, написанный во время встречи преподавателей колледжа, художником Ольгой Геннадьевной Помыткиной.
Остается только добавить, что на днях Валентина Васильевна отправляется в Санкт-Петербург, чтобы представить Кузбасс на юбилейных мероприятиях. Мы попросили передать ветеранам города-героя памятные открытки, сделанные руками студентов и сотрудников Кузбасского художественного колледжа.